История нашего ресторана не может быть без истоков и корней истории всего мирового пивоварения, мы являемся маленькой крупицей, маленькой частью Всемирной истории пива. На этой страничке сайта мы отдаем дань Великому делу пивоваров!

Пиво – настолько древний напиток, что установить его первосоздателей очень сложно. Изучение рецептов приготовления пива, высеченных на камне, дает основание утверждать, что около 7000 года до н.э. шумеры, проживающие в Двуречье – на территории между реками Тигр и Ефрат – уже умели варить напиток с применением ячменного солода. Они приносили его в дар богине плодородия.

olimpiyskiy_pivnaya_komnata

Технология приготовления пива детально описана на шумерских клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. Немецкий археолог Е.Хубер нашел клинопись третьего тысячелетия до н.э. с рецептами не менее 15 сортов пива, которые ему удалось изготовить. У шумеров была даже поговорка: «Не знать пива – не знать радости».

Технология приготовления пива значительно отличалась от современной. Сначала ячмень жерновами размалывали на муку, затем формовали хлебные лепешки , которые закладывали в печь, но пропекали плохо. Далее эти лепешки разламывали, добавляли солод и варили. Образовавшееся сусло оставляли в открытых сосудах для брожения. Пилось пиво через специальные трубочки, чтобы не растворившиеся твердые частицы не попадали в пищевод.

В ассирийской и вавилонской империях статус солодарей и пивоваров был очень высоким. В Вавилоне прославилась женщина – пивовар Кубаба, основавшая город Киш, в котором варили очень много пива. К недобросовестным пивоварам в древнем Вавилоне применялись жесткие законы: производитель поддельного пива должен был быть утоплен или наказан питием такого пива до самой смерти. Исторически сложилось так, что государство всегда пристально следило за вопросами пивоварения и торговли.

В Египте найдены памятники, указывающие на то, что пиво там варили уже в 2800 году до н.э. Настенная живопись, относящаяся к 2600-2190 годам до н.э., показывает процесс приготовления пива, начиная от обычного ячменного и кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод.

Египтяне полагали, что навыки пивоварения передал людям Бог урожая и подземного мира Осирис. Пиво в древнем Египте называлось пелузийским напитком, по имени города Пелузий в устье Нила, главного тогдашнего центра пивоварения. Группа британских археологов во время раскопок в Тель-эль-Амарне, древней столице, обнаружила остатки пивоварни, принадлежащие храму Солнца, который был построен царицей Нефертити. Было обнаружено и настенное панно с изображением Нефертити, наливающей пиво через нечто похожее на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей.

Сохранились надписи на стенах пирамид: сидящие египтяне тянут пиво через тростниковые трубочки. Рабу – строителю пирамид полагались в день жбан пива, три лепешки и пучок лука или чеснока. Как видим, пирамиды стоят и по сей день! Вместе с тем , на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: «Не погуби себя , когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв…».

olimpiyskiy_komnata_pivnaya

Безусловно, народы Древнего Шумера и Египта не были единственными, кто умел варить пиво. Но наличие у этих народов письменности сохранило для потомков свидетельства технологии пивоварения.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию (здесь оно называлось «фокка» и «мазар»), в Персию, на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в девятом – седьмом веках до н. э. варили крепкое пиво, которое, по свидетельству древнегреческого историка Ксенофонта (430-355 до н.э.), пили через тростниковые трубочки.

Из индоевропейских народов ранее других пиво узнали фригийцы и фракийцы. Они, а также скифы варили его из ячменя, дробленого риса, овса и проса. В Иберии (современная Испания) пиво называлось cerea (cerveza). В Галлии уже в первом веке н.э. делали напиток «корма», который, как и кельтское пиво сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца девятнадцатого века. Древнеримский врач греческого происхождения Педаний Диоскорид упоминал в первом веке н.э. об употреблении ирландцами curmi – сбраживаемого напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали немного. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы. В древней Греции пивом пренебрегали, предпочитая ему разбавленное вино, и поэтому, очевидно, рухнули под атакой варварских племен. Выражение «он пьет неразбавленное вино» или «он пьет, как скиф» было синонимом слова «пьяница».

Тем не менее, скорее всего, именно через греков и римлян о пиве стало известно в центральной Европе. Пивоварением в Европе занимались в те времена германцы, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит (ок. 58-117), автор знаменитого трактата «О германцах». Тацит говорил о пиве, как о жутком, зловещем напитке. Он даже пришел к выводу, что с досаждавшими римлянам германцами можно покончить не только копьем и мечом, но и поставками cervisia – пива.

Предполагается, что варить пиво германцы научились у финикийцев. Под Кульмбахом в Баварии были найдены глиняные кувшины, которые могли использоваться пивоварами еще за 3000 лет до н.э. В дальнейшем технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию.

Да, и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В средневерхненемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово Peor (или Bior), в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое Bier или английское beer. Видимо, происходит оно от латинского слова biber – напиток. (По-английски beverage – напиток, а bibber – пьяница.) Кроме того, до нас дошло и другое старогерманское название пива – Alu, Alo или Ealo; а на Руси в древности варили напиток «оль». Наконец, всем известен английский эль (ale).

Но надо иметь в виду, что пиво древних германцев было совершенно иным, нежели светлое и освежающее пльзеньское наших дней. На вкус оно должно было быть сладковатым и довольно противным. Пиво сбраживалось при нормальной температуре воздуха, брожение часто было самопроизвольным, и результат зависел от случая. Впрочем, дрожжи использовали и тогда, хотя и не очень умело. Для приготовления пивного сусла брали все, что казалось сколько-нибудь подходящим: от меда до любого зерна, а потом в дело шли приправы и добавки – можжевельник, мирт, тмин, анис, лавровый лист, древесная кора, листья ясеня, различные травы, ягоды, коренья и даже бычья желчь. Такое пиво с различными приправами называлось Grut-Bier и производилось в Германии вплоть до пятнадцатого века. Горечь пиву того времени сообщал не хмель, а род вереска с нижнегерманским названием «грут». Позже грутом стали называть смесь трав и пряностей, добавляемых в пиво. Отсюда происходит именование налога, который с крестьян и торговцев взимали средневековые князья и их вассалы, — «право грута» (Grutrecht), приносившего городам немалые доходы.Rest-008

Гамбринус

Тот же Тацит упомянул среди варварских племен севера неких гамбривов (gambrivi), чем дал повод для многолетних дебатов о происхождении имени «Гамбринус». Гамбринус – это легендарный король Фландрии и Брабанта, считавшийся покровителем пивоваров, так как именно он, по преданию, изобрел пиво.

В средние века ячмень был одной из самых распространенных зерновых культур, и каждая семья варила свое «домашнее» пиво. Постепенно семейное производство уступило место производству профессиональному. В конце одиннадцатого века в пиво стали добавлять хмель, во многом придав ему тот вкус, который мы знаем сегодня.

В средневековой Европе пивоварение было очень почтенным и прибыльным делом. К началу шестнадцатого века европейские пивовары, дабы разнообразить вкус пива , стали добавлять в него различные горьковатые добавки в виде дубовой коры , желудей , вереска, различных трав и ягод. Борясь за традиционный вкус пива, баварский король в 1516 году издал «Указ о чистоте пива», согласно которого напиток можно было варить только из трех ингредиентов: воды, солода и хмеля.

Баварский закон о чистоте пива (1516 год)

Мы определяем и желаем вместе с советом нашей земли, чтобы с этих пор и по всей земле герцогства Бавария, а также во всех городах и торговых площадях, не имеющих специальных правил, от праздника св. Михаила (29 сентября) до праздника св. Георгия (23 апреля ) кварта или голова (чуть больше литра) пива не продавалось бы более, чем за один пфенниг мюнхенской валюты, и от праздника св. Георгия (23 апреля) до праздника св. Михаила (29 сентября) карта пива – не более чем за два пфеннига той же валюты, а голова – не более, чем за три геллера под страхом наказаний, перечисленных ниже. Если кто-то не варит Мартовское пиво, а варит другое, или делает это как-то иначе, то он не должен продавать его более, чем за один пфенниг за кварту. Но, прежде всего, мы настаиваем, чтобы отныне и впредь ничего более не использовалось для любого пива кроме ячменя, хмеля и воды во всех наших городах, на рыночных площадях и по всей земле. Тот, кто умышленно нарушит Указ и не останется ему верным, должен быть лишен своего бочонка пива магистратом в качестве наказания. Но, если владелец постоялого двора покупает один, два или три бочонка пива на какой-либо пивоварне в наших городах, на рыночных площадях и по стране, а затем разливает его простому крестьянину, то ему (этому владельцу) и только ему позволяется и не запрещено продавать кварту или голову пива на один геллер больше того, что было уже указано выше.

Как видим , даже дрожжи еще не упоминаются, так как чистая культура дрожжей была выделена Эмилем Христианом Хансеном только во второй половине девятнадцатого века. Закон был издан в городе Ингольштадт (герцогство Бавария) 23 апреля 1516 года.

Закон «о чистоте пива» имеет более чем 500-летнюю историю.За 500 прошедших лет можно отметить следующие события, касающиеся этого закона. Баварский закон «о чистоте пива» от 1516 года является одним из старейших законов в производстве пищевых продуктов. Закон был перенят в национальное право и был назван «немецкий закон о чистоте пива», впоследствии «закон о регулировании производства пива». Вследствие либерализации внутреннего европейского рынка закон был принят в европейское право. Разрешенные ингредиенты были определены «постановлением об ингредиентах», в котором пиво защищено, как так называемый «традиционный продукт питания». К большому неудовольствию баварцев, старейший закон о чистоте пива был найден в Тюрингии и был на 82 года старше, чем изданный баварский закон. Еще в 1351 году в г. Эрфурте было издано внутреннее распоряжение об использовании в пивоварении только определенных ингредиентов. Мюнхенский муниципалитет начал производить контроль за пивоварнями только в 1363 году. Первое упоминание об использовании в пивоварении только солода, хмеля и воды датируется 1453 годом. Распоряжение, датированное 1434 годом и изданное в Вайссензее (Тюрингия), было найдено в средневековом Руннебурге, неподалеку от Эрфурта в 1999 году.

Впоследствии, до начала индустриальной революции, процесс производства пива оставался неизменным. Однако затем, благодаря техническим и научным открытиям, развитие технологии пивоварения пошло семимильными шагами. Огромный вклад в развитие пивоварения принадлежит Луи Пастеру (1822-1895), исследовавшему брожение и свойства пивных дрожжей.